Есть проекты, которые меняют индустрию или, по крайней мере, жанр, раз и навсегда. Если уж говорить о GTA... эта серия и в самом деле изменила мир, став неотъемлемой частью массовой культуры. О ней знают даже многие из тех, кто не интересуется играми вовсе. Более того - именно про GTA вспоминают, когда говорят о «пагубном влиянии видеоигр на сознание подрастающего поколения». Да и действительно, ни один проект не провоцировал такого количества судебных исков и не порождал вокруг себя столько скандалов. Джек Томпсон так и вообще умудрился сделать карьеру на делах против Rockstar. Некоторые американские подростки, переиграв в GTA, и в самом деле брались за оружие, но, понятно, дело тут было вовсе не в игре, а в самих подростках. Что же касается непосредственно жанра, то GTA его не изменила - она его создала. Здесь нам впервые дали полноценную песочницу. Город, где можно делать ВСЕ, и заниматься практически чем угодно. Итак, 1997 год - поехали!
Grand Theft Auto
В нашей стране студию DMA Design толком никто и не знал, да и саму игру поначалу почти не заметили. Ну очередная гоночка со странным названием «Автовор»... и что такого? Однако те, кто по тем или иным причинам установил ее на компьютер с какого-нибудь диска вроде «50 лучших гонок», просто не могли оторваться, когда распробовали продукт как следует. Затем про игру прознали их друзья и друзья друзей. Таким образом, вокруг проекта при практически полном отсутствии пиара сформировалось комьюнити, которое с течением времени только разрасталось.
Несмотря на бюджетную графику, игралось это все на одном дыхании. |
А в игре было чем себя развлечь. Целых 3 города, сюжетная линия и, главное, возможность заниматься кучей совершенно бесполезных, но дико интересных дел. Здесь можно было крошить прохожих из автомата, чтобы затем долго удирать от полиции, меняя машины и взрывая все на своем пути. Количество эндорфина в эти моменты просто зашкаливало. И вырабатывать его не мешали ни вид сверху, ни посредственное управление. Те, кто застал этот момент, отлично помнят, чего стоило полчаса продержаться в бегах при уровне розыска в пять звезд.
В первой части был задан основной вектор. Дальше в серию вводились новые детали, возможности, увеличивались ее размеры, но основные принципы остались прежними: подбежали к машине, съездили водителю по физиономии, заняли его место и - поехали. На дело.
Позднее к игре вышло 2 аддона. GTA: London 1969 и GTA: London 1961, где GTA концепция сочеталась со своеобразным английским юмором Гая Ричи и стилистикой Джеймса Бонда. Кроме необычной атмосферы и правостороннего движения, в дополнении присутствовала масса новых машин (а если учитывать время действия, то, скорее, напротив - старых), оружия и локаций.
GTA 2: Беспредел
Во второй части к GTA прикрутили миссии за различные муниципальные службы. Помимо пожара можно было обдать из брандспойта и пешеходов, после чего они весьма забавно разлетались. |
За второй частью общественность уже следила внимательнее. Получилось, в общем, именно то, чего от нее и ждали. Это была все та же GTA, но немного красивее, больше и ярче. В игре существенно подтянули графику. Хотя ретро-стилистика и мрачноватая гамма пришлись по вкусу не всем, количество довольных все равно существенно превысило число разочарованных. На машины отныне можно было устанавливать пулеметы, а если вы сели, например, в такси, появлялась возможность зарабатывать деньги на развозе пассажиров. Но основным нововведением, конечно, стали банды. В каждой части города их было три, и отношения их к игроку напрямую зависело от действий последнего. Присутствовал и мультиплеер, который с предыдущей части претерпел существенные изменения. Все это заставило полюбить вторую часть ничуть не меньше первой. Отличные продажи поспособствовали и тому, что DMA Design получили возможность перенести свою новую игру в 3D и внедрить туда кучу новых возможностей. Вот тут-то и случилась революция.
GTA 3
Во второй половине 2002 года, зайдя почти в любой компьютерный клуб, коих на тот момент было множество, можно было увидеть кучу гогочущих школьников. И объединяла большинство из них одна, но пламенная страсть - они играли в GTA. Давили пешеходов, избивали копов бейсбольными битами, усиленно вводили заученные читы и пытались перелететь с острова на остров с помощью танка. Такой бешеной популярности игры, наверное, не ожидали и сами разработчики. В GTA тогда играли практически все, кто увлекался компьютерными играми. И ведь было из-за чего.
Странно, но протагонист в GTA 3 за всю игру не сказал ни слова. Да и вообще, персонаж получился довольно посредственный… |
Виртуальный Либерти-Сити, напоминающий Большое Яблоко, давал игроку массу возможностей. Сюжетная линия не блистала особой оригинальностью, но с ее помощью можно было открывать новые районы города, разделенные мостами, а там... там можно было развлекаться. Куча дополнительных миссий за работника скорой помощи, пожарного, полицейского и таксиста, различные гонки - все это не давало соскучиться. А если игрок все-таки и начинал позевывать, то мог начать собирать спрятанные по всей карте пакеты. По мере их коллекционирования, возле гаража появлялись новые экземпляры оружия. Сами гаражи тоже стали куда функциональнее. Отныне здесь появилась возможность сохраняться и оставлять на хранение особо понравившиеся автомобили. Вообще помимо машин игрокам позволили разъезжать на катерах, а на последнем острове можно было найти небольшой самолетик «Додо». Правда, к сожалению, из-за обрезанных крыльев попытка подняться на нем в воздух обычно заканчивалась плачевно.
Радио продолжало эволюционировать. На нескольких радиостанциях постоянно кипела жизнь, забавные рекламные ролики пародировали настоящие, ведущие непрерывно шутили, а музыка здорово вписывалась в общий антураж. Да что там говорить, мы слушаем эти «прекрасные 90-е» даже сейчас. Кроме того, DMA Design пригласили для озвучки некоторых известных актеров.
Здесь же впервые появилась хорошая платформа для создания пользовательских модификаций. Автомобили, костюмы, вывески для магазинов и даже кое-какой мультиплеер - традиция создания модов, которые существенно продляли жизнь проекту, пошла именно отсюда.
Бейсбольная бита, коп и неизменные штаны цвета «хаки» - все это стало прямо-таки символами третьей части. Хотя копов, пожалуй, хватало и в остальных. |
Отдельным пунктом стоит отметить, конечно же, задания «Rampage». В них нужно было делать именно то, ради чего большинство в эту игру и играли - уничтожать всех в смертельном радиусе. Оружия для этого имелось предостаточно, да и возможностей просто устроить беспредел в городе без всякой на то причины было бесчисленное множество. Кроме того, игрок мог пользоваться услугами представительниц древнейшей профессии, восстанавливая тем самым здоровье. В PC версии пешеходам можно было отстреливать конечности, что сопровождалась фонтанами крови. После всего этого кто только не обвинял GTA в пропаганде жестокости и насилия, расизма и черт знает чего еще. Особенно усердствовал в этом печально известный адвокат Джек Томпсон, не понимая, что этим лишь подогревает интерес к игре. Хотя в нескольких странах GTA действительно запретили, продажи в оставшихся все равно были огромны.
Так, вместе с выходом GTA 3, появился новый жанр компьютерных игр, а DMA Design превратилась во всемирно известную Rockstar North. Объять необъятное за один раз никак не получатся, так что вторую часть этой истории мы расскажем в следующем «серийном» выпуске. Там посетителей zaka4ka-game ждет рассказ о том, как серия продолжила расти не только вширь, но и вглубь, погружая игроков в густую атмосферу той или иной эпохи.