GTA: Vice City
Rockstar Games, впечатленная оглушительным успехом третьей части, наконец покупает DMA Design. Отныне каждая новая игра выходит под новым логотипом. Когда львиная доля геймеров ждала анонс четвертой части, на сцене неожиданно появляется Vice City. Еще не полноценная новая часть, но уже и не аддон... Последняя серия франчайза поначалу вызвала недоумение. На самом же деле все обстояло более чем прозрачно. Получив серьезную материальную поддержку, разработчики взялись воплощать в жизни идеи, не вместившиеся в GTA 3. А идей у них было множество. Основной, конечно же, стал сеттинг. Игра встречала нас гавайскими рубашками, неоновыми огнями, раскидистыми пальмами и дорогими автомобилями. На дворе стояли восьмидесятые. Источников вдохновения у разработчиков было предостаточно. Многие сцены и персонажи почти без изменений были перенесены сюда из таких картин, как «Лицо со шрамом» и «Путь Карлито». Причем стилизовано было буквально все: интерфейс пестрил голубыми и розовыми надписями, Vice City недвусмысленно отсылал в Майами, а костюмы и прически узнавались моментально. Как во все это можно было не влюбиться, непонятно. Игра затягивала настолько глубоко, что даже люди, довольно скептически относящиеся к подобной романтике, не могли от нее оторваться.
Так точно передать аромат целой эпохи умеют далеко не все разработчики. |
Но атмосфера атмосферой, а Vice City было что предложить и помимо нее. Во-первых, конечно же, сюжет. Погони на катерах, прыжки из вертолета, взрывы кокаиновых лабораторий и перестрелки в ночных клубах - все это проносилось перед глазами довольно стремительно, именно так, как и полагается в качественном боевике. Главный герой, только что вышедший их тюрьмы мафиози Томми Версетти, был гораздо харизматичнее своего собрата из третьей части. Да и выглядел он в своей цветастой рубашке куда более стильно. Радио, которое и до этого потихоньку начинало жить собственной жизнью, теперь радовало нас известными композициями восьмидесятых, а ведущие вообще смешили чуть ли не до слез. Ну в какой еще игре тогда можно было под классическую версию Self Control промчаться по сверкающей огнями набережной на мощном суперкаре?
Для красивой гангстерской истории, разумеется, был заготовлен и свой красивый «хэппи-энд». |
Возможностей в игре стало гораздо больше. Значительно расширились ассортимент оружия (чего стоила одна только бензопила) и выбор средств передвижения. В игре появились мотоциклы, множество видов водной техники и, главное, авиация. Самолеты и вертолеты сильно преобразили геймплей, открыв для игроков небеса. Все, кто безуспешно пытался воспарить на «додо» из третьей части, теперь, наконец, получили желаемое и восторженно рассказывали друзьям о «новой части GTA, где можно угнать вертолет». Помимо всех этих радостей, ко второй половине повествования игрок мог начать скупать недвижимость, которая давала те или иные бонусы, а порой и открывала дополнительные задания. Сбор пакетов и куча побочных миссий, естественно, никуда не делись, так что количество часов, необходимых для стопроцентного прохождения игры, измерялось десятками. Благодаря всему этому Vice City закрепила за серией статус культа еще прочнее.
GTA: San Andreas
Размер - вот что одновременно удивляло, поражало и восхищало в новой части GTA. Если в качественном плане разработчиков сдерживали технологические возможности доживающей свой век PlayStation 2, то в количественном - лишь собственная фантазия. А уж с ней-то у Rockstar North было все в порядке. Вместо одного города игрокам на растерзание достался целый штат. Лос-Сантос, Сан-Фиеро и Лас-Вентурас были довольно подробно списаны с реальных Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Лас-Вегаса соответственно, и узнавались с первого взгляда. Помимо крупных городов имелась возможность путешествовать и по американской глубинке, представленной небольшими провинциальными городками, затерянными среди высоких сосен или в глубоких каньонах. Все это многообразие пейзажей, ландшафтов и достопримечательностей можно было исследовать на любом из двухсот видов транспортных средств, среди которых были велосипеды, квадроциклы, бигфуты, тягачи с прицепом, поезда, пассажирские лайнеры и даже реактивные истребители.
А ведь именно этот паренек с «Узи», едущий по безлюдной улице на велосипеде, был кумиром многих школьников вплоть до появления Гоуста. |
По пути наращивания объема пошли разработчики и в побочных миссиях. Помимо обычных пожарных, полицейских и других социально-полезных заданий, теперь можно было грабить дома и развозить пиццу, а список всевозможных гонок, кроссов, ралли и забегов стал воистину огромен. А уж если прибавить сюда сбор четырех видов спрятанных пакетов и борьбу за территории в Лос-Сантосе, то можно понять, почему этого контента игрокам хватило аж до самого выхода GTA 4. Сам геймплей тоже оброс массой новых возможностей. Кроме того, что главный герой наконец научился плавать, он мог заниматься спортом или чревоугодием (вследствие чего прокачивал мускулатуру или напротив - толстел). Так как к тому времени уже началась мода на тотальную кастомизацию, игроки могли закупать одежду по вкусу, стричься в парикмахерских и тюнинговать в мастерской свои машины - даром что через двадцать минут они обычно уже догорали в какой-нибудь канаве.
Как и раньше, в GTA было интересно просто играть. Но исследовать мир, искать пакеты и пробовать новые средства передвижения было еще интереснее на протяжении сюжета. Афроамериканец Карл Джонсон по прозвищу Си-Джей (как нетрудно догадаться, благодаря своим инициалам), приехал в город, чтобы попытаться разобраться в убийстве собственной матери и причине беспорядков в родном районе. В истории присутствовали и предательство, и продажные копы, и даже отсылка к уличным беспорядком в Лос-Анджелесе 1992 года. Ну и, естественно, все это происходило с типичной для «черных парней из гетто» романтикой рэпа, пушек и массивных украшений на груди. Хотя подобная стилистика пришлась по душе не всем, играть было очень интересно, о чем свидетельствовали огромные даже по меркам GTA продажи.
Давить попавшие под горячее колесо легковушки на таком монстре было чертовски забавно. |
Также запомнилась игра воистину огромным количеством любительских модификаций. Пираты, распространявшие диски с «GTA: Криминальная Россия» и прочими популярными модификациями, навирались, наверное, на пару лет вперед. С одним из таких модов был связан грандиозный скандал, после которого популярность игры в очередной раз скакнула вверх, но возрастной рейтинг все-таки пришлось повысить. Речь, конечно же, идет о ставшем нарицательным «Hot Coffe». В оригинале Карл мог налаживать отношения с девушками, после чего те приглашали его домой на чашечку «горячего кофе», затем экран гас, и девушки, собственно, с громкими стонами его этим кофе угощали. Как оказалось, и на этот случай у разработчиков была заготовлена мини-игра, заключавшаяся в ублажении пассий главного героя. Из релиза ее вырезали, но куски кода, отвечающие за «горячий кофе», остались. Упомянутый мод возвращал эту функцию назад, что и стало причиной скандала и пополнения длинного списка Интернет-мемов еще одним.
GTA: Liberty City Stories
Город из GTA3, посредственный персонаж, отсутствие возможности переодеть и прокачать главного героя, устаревшая графика, не блещущий откровениями сюжет - вот что отличало Liberty City Stories. Однако имелось в этой на первой взгляд печальной истории одно «но» - все это было доступно на PSP. Обладать GTA пожелали почти что все владельцы этой миниатюрной консоли, благодаря чему проект стал одной из самых продаваемых игр для PSP. Конечно, потом вышла и версия для PlayStation 2, но даже для этой немолодой приставки выглядела она неким анахронизмом. Что же до самой игры, то она повествовала о событиях, произошедших в Libert City за три года до начала сюжета GTA 3, да и геймплей от него почти не отличался.
GTA 4
С выходом нового поколения консолей стандарты, равно как и возможности разработчиков, существенно изменились. Rockstar North твердо решили задать новую веху в жанре, выжав из движка все возможное на тот момент. Отсюда-то и вытекала главная проблема GTA 4 - производительность. Сразу после релиза игра умудрялась тормозить даже на самых мощных компьютерах. Исправили ситуацию лишь многочисленные патчи, вышедшие в течение последующих месяцев. Но и игра после всего этого стала выглядеть по-другому. Графика радовала глаз, в моделях машин моментально угадывались те или иные производители, а оказавшиеся не том месте и не в то время пешеходы разлетались в стороны в соответствии со всеми законами физики. Впрочем, как и главный герой, вылетающий через стекло при лобовом столкновении.
И кто же знал, что этот невзрачный сербский иммигрант наведет такого шороху по всему городу. |
Кроме производительности ругать игру, пожалуй, было больше и не за что, ибо все остальное в ней просто великолепно. Нико Беллик, безусловно, оказался самым харизматичным и проработанным героем в истории GTA. Одновременно покладистый и решительный, он обладает отличным чувством юмора, благодаря чему регулярно заставляет прикусить язык людей, считающих себя умнее его. На протяжении всей игры раскрываются подробности его темного прошлого, что только добавляет изюминку повествованию. Хотя многие персонажи напоминают ходячие стереотипы, наблюдать за ними в роликах тоже крайне занимательно. Сама же история вновь доносит до нас историю простых парней, пробивающихся «из грязи в князи», так что глубоко вдаваться в ее подробности особого смысла не имеет. Да и главное здесь скорее ее подача, а не содержание.
Официальный мультиплеер оказался именно тем чудом, которое немного продлило игре жизнь. Ах да, еще это было очень весело. |
Либерти-Сити на этот раз стал похож на реальный Нью-Йорк еще больше. И дело здесь вовсе не Статуе Свободы с пластиковым стаканчиком в руке, а именно в социальной составляющей. Город по-настоящему живет своей жизнью: в подворотнях около баков околачиваются бездомные, деловые дамы по дороге на работе беседуют о чем-то по мобильному телефону, копы ловят незадачливых хулиганов, а из магнитолы доносится оживленный спор ведущих о криминогенной обстановке. Кругом ощущается тот самый американский колорит, замешанный на переплетении огромного количества культур и национальностей. И мы находимся в самом его центре, так как по сюжету нас очень часто сталкивают с выходцами из бывшего СССР, которые, к слову, в отличие от своих соотечественников из большинства других игр, не вызывают непреодолимую тягу приложить руку ко лбу. На сегодняшний день можно смело изречь, что Либерти-Сити из GTA 4 является лучшим виртуальным городом из всех, когда-либо появлявшихся в видеоиграх.
Либерти-Сити. Сюда Нико приехал в поисках лучшей жизни, а в итоге получил очередные разборки. |
Развлечения по сравнению с предыдущими частями претерпели значительные изменения и тоже усиленно работают на атмосферу. Если раньше, захотев поразвлечься, мы брали в руки винтовку и шли расстреливать пешеходов (хотя подобное здесь тоже никто не отменял), то теперь можно сходить с девушкой в боулинг, напиться с другом в баре, посмотреть дома телевизор или банально выйти в Интернет. И самое забавное, что это ничуть не менее интересно. Разводить подружек на «горячий кофе», конечно, весело, но и читать анкеты на местном сайте знакомств, равно как и смотреть мыльную оперу по телевизору бывает настолько забавно, что выезжать на очередное дело уже как-то и не хочется. Вообще Rockstar настолько умело пародирует различные аспекты американской культуры, что улыбка часто не сползает с лица на протяжении целых миссий. Отдельно стоит сказать про мобильный телефон, который... выполняет примерно те же функции, что и в реальной жизни. По нему можно заказать такси, договориться о встрече с друзьями, назначить свидание, найти работу или даже набрать «911». И ведь приедут.
Тормоза тормозами, но красоту индустриальных пейзажей новый движок передавал превосходно. |
Все это сделало GTA 4 одной из лучших игр современности. Где-то это даже больше чем игра. Это - маленькая жизнь. И, что характерно, повторить ее успех пока что никому не удалось.
Grand Theft Auto: Chinatown Wars HD
Очередное развлечение для PSP, а затем и для iPad, со всеми вытекающими отсюда проблемами прицеливания и вождения на больших скоростях. На первый взгляд все хорошо: и знакомый город, и судьба безвестного азиатского паренька, пробивающегося наверх, и черный юмор, но... играть было банально скучно. Однако так считали владельцы «больших» консолей и PC. На PSP же все это смотрелось довольно бодро по сравнению с проектами, вышедшими на ней в этот период - и этого, в общем-то, оказалось достаточно.
Grand Theft Auto 4: The Lost and Damned & Grand Theft Auto 4: The Ballad of Gay Tony
The Ballad of Gay Tony добавлял в игру толику безумия. |
Хотя GTA 4 было достаточно много, фанатам все равно хотелось еще, а как гласит известная поговорка: спрос рождает предложение. Этим самым предложение и стали два вышедших одновременно аддона. Первый из них - The Ballad of Gay Tony, был рассказом о сидящем на героине владельце клубов с нетрадиционной сексуальной ориентацией и его помощнике Луисе. Свежие шутки здесь граничили с заезженными штампами, а ураганные перестрелки с занудными полетами на вертолете. Кроме того, для фанатов в игру добавили массу различных мини-игр и возможность перепроходить миссии. В целом вышел хороший, но местами скучный и цитирующий оригинал аддон.
Модель повреждений в GTA 4 позволяла весьма зрелищно разбивать стекла, а сами машины сминать буквально в лепешку. |
Что же до The Lost and Damned, то здесь нас погрузили в байкерские будни, которые на поверку оказались гораздо интереснее, нежели похождения Луиса. Да и колорит прямо-таки выплескивался из прокуренного клуба и поездок на железных конях с двустволкой наперевес. Играть в него, пожалуй, было не менее интересно, чем в оригинал, но, в, тоже время, по-другому. Именно он давал понять, что Rockstar по-прежнему на коне.
Сразу видно – интеллигентные люди ведут светскую беседу. |
Такова она - серия игр, которая, вполне возможно, изменила мир сильнее, чем какая-либо еще. Ей можно восхищаться или обвинять в нарушении социальных норм, любить или презирать, но ни один геймер точно не сможет ее проигнорировать, так как это - уже история.